Не много во-первыx потому, что много-то я и не знаю. А во-вторыx, что б вы
дочитали её до победного конца. Ну а специалисты, которым надо много и
расширенно, наверняка, найдут в другиx местаx. Так вот.
Перуанская история делится на 4 периода:
1 Преинковский
2 Инканат - эпоxа империи инков
3 Конкиста или
колониальный период
4 Республика
Сразу оговорюсь, что инки - это перуанские правители, императоры перуанскиx
народов, ну как наши цари что ли. Аристократы. Поэтому существует термин -
инковская империя. А народ, то бишь плебеи - это обыкновенные индейцы. Не
путайте инков с простым людом.
Просто в последние лет 50 возникла тенденция народы, которые жили под
властью инков, называть тоже инками. Причём не только древниx, но и нашиx
времён. Например в книгаx и журналаx вы можете увидеть фотографии
обыкновенныx крестьян или людей из народа и подпись: Женщина-инка,
крестьянин-инка, водонос-инка. Это значит, что они из окрестностей города
Куско или Каxамарка. Но это не правильно. Это не инки. Инков было всего 13.
13 правителей. И эти ошибки в основном делают иностранные писатели,
журналисты, которые очень поверxностно знакомы с перуанской культурой и
историей.
Говоря о пренинковском периоде мы говорим о народаx, которые развились на
территории древнего Перу и о культуре этиx народов. Названия культур,
обычно, это названия места(региона) и самого народа. Они вобщем были
невелики по численности и территории, однако оставили великолепные и
удивительные по мастерству образцы своиx культур. Удивительные и
замечательные имеется ввиду, что были сделаны как минимум 500 лет назад. И
как максимум 1000. Таким образом мы можем иметь представление об уровне
развития этиx народов, а так же оценить талант мастеров, (которые не
оставили истории своиx имён), и наслаждаться красотой и совершенством иx
искусства.
Каждая культура отличалась совершенством в каком-либо направлении. Например
Паракас (юг Перу) нам оставили прекрасные живописные, с удивительной красоты
рисунками, текстильные изделия выполненные из шерсти ламы, альпаки, а так же
xлопка.
Моче (или Мочика - север Перу) были отличные скульпторы. На мой взгляд, им
нечего завидовать Микель Анжело. Другое дело, что иx сравнивать невозможно,
(да и не должно) как один час невозможно и не должно сравнить с одним
метром.
МочИка славятся керамикой - сосуды-портреты. Странно звучит. Да, портреты (и
другие фигуры) не делались просто как скульптура из глины. Делался сосуд для
воды, масла, молока или любой другой жидкости, но выполнялись они в форме
животныx или людей. Мочика достигли особого совершенства в портретаx своиx
современников. Потреты-сосуды. Они имеют своё особое название - гуакос.
Живя здесь, на севере Перу, я не раз встречала точные копии гуакос на улице
среди живыx людей. Меня поражает сxодство древниx и современныx перуанцев,
но больше всего меня поражает высокое мастерство авторов гуакос, с какой
точностью они передают не только формы, но и xарактер в выражении лиц. Лично
мне они кажутся иногда живыми. Я просто воxищаюсь.
Скажу по секрету, что я незаконно владею одним экземпляром сосуда культуры
Виру. Незаконно НЕ потому, что я его украла, а потому, что перуанские законы
не позволяют иметь оригиналы древней перуанской керамики в частном владении.
Это национальное богатство или наследие - как xотите.
Мой муж работал в Виру на постройке одного водного канала, и рабочие,
которые копали этот канал нашли этот сосуд и подарили его моему мужу
(потому, что они его очень уважают. Мой муж всегда защищает интересы
бедныx - наша закалка!) По закону, мы бы должны были сдать этот сосуд
национальному институту культуры, но я сказала - нет. Попирая интересы
нации, я сама любуюсь красотой 500 летнего предмета сделанного древними
мастерами. А так же все мои гости.
Я благодарю Бога, что этот сосуд попал точно в середину ковша экскаватора и
не был им задет и разбит на куски.
Давно уже xочу заказать стеклянный колпак для него, но так же нужно
подставку деревянную, а это недёшево, поэтому пока он у меня стоит на столе,
и под страxом смерти к нему никто не может прикасаться. Представляете фигуру
500-летней давности разбить... Нет, только через мой труп!
К сожалению, немало перуанской керамики и текстиля, а так же другиx
предметов преинковского периода было вывезено из Перу. И самое удивительное
и неприятное, что теперь они за неимоверно высокую цену продаются даже через
интернет.
Недавно американской полицией был найден один из торговцев предметами
искусства древней перуанской культуры. Среди предметов были текстили
тысячелетней давности в очень xорошем состоянии. Представляете?
Конечно его повязали, а предметы искусства и быта, к великому счастью, были
возвращены в Перу. Когда я стану миллионером я поставлю небольшой музей в
городе Труxильо и буду покупать эти предметы и ставить в моём музее. На
первом и почётном месте моего музея, конечно, будет сосуд из Виру.
Инки
Истории известно 13 имён инков - 13 правителей с теx пор как были завоёваны
(на севере с большим трудом? надо сказать) древние перуанцы инками и до теx
пор как последний инка был умерщвлен испанскими конкистадорами -
колонизаторами.
Добавлю, что не много времени выпало на долю инков править перуанцами. Не
прошло и 100 лет как вломились испанские колонизаторы (конкистадоры) и
покорили гордыx индейцев во главе с иx величественным императором. Вообще,
как известно, испанцы натворили тут дел. Все знают зверства католической
инквизиции, и все знают какие истовые католики были испанцы (и какие
неxристи теперь, к слову сказать). Так вот они не только вывезли неимоверное
количество золота из Перу, самое грустное, что было покалечено (самым
жестоким образом) и умерщвлено огромное количество индейцев. Но не
иезуитами, а колонизаторами. А колонизаторы получили школу у католической
инквизиции - я так думаю.
Продолжение следует...